В 1869 году во Флоренции Ф.М. Достоевский заканчивает работу над романом «Идиот». Создавая роман, Достоевский, поставил перед собой задачу в лице главного героя попытаться выразить свой идеал «положительно прекрасного человека». В одном из писем 1868 года Достоевский писал, что высшим идеалом прекрасной человеческой личности он считает Христа, князем Христом Достоевский называет в черновиках к роману своего главного героя. Несомненно такое великое произведение писателя удостоилось внимания режиссеров. В 1958 году Иван Пырьев экранизировал «Идиота», но он очень остался верен сюжету произведения, актеров подобрал удачно, но Юлия Борисова, исполняющая роль Настасьи Филипповны, не вызывает жалости в этом фильме. В 2003 году Владимир Бортко осуществил экранизацию «Идиота» довольно удачно. Он сосредоточил свое внимание не только на любовных перипетиях главных героев, но и на мысли христианства. Бортко показал в своей работе призыв Достоевского к моральному перевоспитанию личности. Сущность христианства В. Бортко хорошо передал во время эпизода, в котором Мышкин рассказывает Рогожину о радости матери при виде первой улыбки младенца, так и Иисус радуется, когда к нему обращается истинно раскаявшийся грешник, глубокая истина заключается в этом.
Чрезвычайно интересным и удачным можно считать экранизацию «Идиота» японского режиссера Акиры Куросавы. Главный акцент Куросава поставил на выражении состояния человека перед смертной казнью с помощью речи военного преступника Камэды — князя Мышкина. Куросава очень точно прочувствовал и понял душевное состояние Достоевского в остроге в 1850 году. Правильная игра актеров предоставляет возможность легкого просмотра фильма. Куросава показал зрителям Мышкина, близкого герою Достоевского, полного доброты, отзывчивости, сочувствия к людям, назависимо от их социального положения. Довольно оригинальным оказался подход режиссера во время эпизода, когда князь Мышкин показывает Рогожину камушек, амулет — символ веры вместо креста. Смертная казнь встает перед глазами зрителя, когда Камэда слышит звук железных связок, привязанных к лошадям, напоминающих звук кандалов. Куросава в лице своего героя Акамо показал образ Рогожина, человека, измученного чувством собственной неполноценности, которому Мышкин помогает обрести иное мировоззрение, состоящее в способности жертвовать собой ради других. Изумительным кажется изображение России, русской природы режиссером, хотя действия разворачивались в Японии. Холодная зима, снег, пурга, высокие сосны, коровы на ферме; именно в этом Куросава увидел символ России. Куросава с большим искусством показал зрителю Настасью Филипповну, Тэко Насу; женщину, одаренную необыкновенной красотой и умом, сознающую свою внутренюю чистоту. Тэко Насу стремится к нравственному возрождению, но ее вера в себя подорвана перенесенными ее унижениями. Эта борьба, происхоящая в сознании Тэко Насу, вызывает лихорадочные метания между Мышкиным, символом нравственной чистоты, и Рогожиным — Акамо, союз с которым кажется ей крайним выражением морального унижения. Аглая показана Куросавой в качестве символа нравственной девушки, это отражается в словах Тэко Насу «Она — то, чем я мечтала быть, у нее есть все, что я потеряла, она -мой идеал». Куросава показал в своей работе, что Камэда смог увидеть чистоту в Тэко Насу, пожалеть ее. В уста Камэды Куросава вкладывает протест самого Достоевского против бесчеловечного отношения обшества к преступнику, падшей женщине (Тэко Насу), миру. К концу фильма зритель так же, как и Куросава, понимает, что Камэда — Мышкин слишком добр для этого мира. Идейной же концепцией фильма послужила для режиссера фраза Достоевского: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
Марианна Асланян
Поделиться в соц. сетях
« “Весна” Eva Rivas—Apricot Stone | Ева Риваз—Абрикосовая косточка »